Аннотация. Одной из проблем, с которой
сталкиваются психологи (и методисты), работающие в системе дополнительного
образования, является проблема адаптации диагностического инструментария к требованиям
оценки результативности дополнительных общеобразовательных программ в целом и
уровня развития УУД в частности.
Большинство
предлагаемого диагностического инструментария по содержанию непосредственно
привязано к школьной ситуации, функционально отнесено к деятельности психолога,
что сужает возможности педагога в отслеживании результативности собственно
педагогической деятельности, многие методики требуют индивидуальной процедуры
проведения и затратны по времени.
Предлагаемая
беседа является удобным вариантом оценки смыслообразующих мотивов как с
процедурной точки зрения, так и с содержательной.
Беседа направлена на выявление значимости для учащегося
полученных на занятиях в творческом объединении знаний, умений и навыков и
возможности их применения в других ситуациях (действия смыслообразования).
Полученные результаты беседы могут быть использованы
педагогом как непосредственная основа для обобщения и оценки смыслообразующих
мотивов учащихся и для внесения корректив в свою педагогическую
деятельность.
Цель: выявление смыслообразующих мотивов у учащихся.
Процедура
проведения: Беседа с учащимися проводится
индивидуально. Учащемуся задаются 4 вопроса, однако их формулировка и порядок
могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей опрашиваемого.
Ответы учащихся фиксируются в бланке.
Беседа с учащимися проводится 1 раз в год (в конце
учебного года). Данная анкета позволяет подвести итог, выявить смыслообразующие
мотивы учащихся, возможность применения полученных знаний в других видах
деятельности.
Инструкция: Педагог говорить учащемуся: «Сейчас я буду задавать
тебе вопросы, а ты постараешься на них ответить».
Оценка
результатов: Ответы учащихся фиксируются
в бланке, который позволит составить общее представление о смыслообразующих
мотивах учащихся творческого объединения, их намерений.
Обработка результатов носит
качественный характер.
Уровни
сформированности мотивов смыслообразования.
1-й уровень (высокий). Мотивы посещения творческого
объединения четко обозначаются, выделяется значимость полученных знаний и
умений для личностного, интеллектуального, социального развития (по выбору). Учащиеся
старшего школьного возраста могут
описать связь с будущей профессиональной деятельностью или иной практической деятельностью.
2 –й уровень (средний). Мотивы посещения носят в
основном внешний характер, формулировка значимости получаемых знаний и умений конкретизируется
с помощью наводящих вопросов педагога.
3-й уровень (низкий). Связь посещения творческого объединения с задачами личностного,
интеллектуального, социального развития не обозначается учащимся. Ответы носят
формальный характер (например, «просто нравится этим заниматься»).
Данные беседы
можно сопоставить с полученными данными анкеты, направленной на изучение
мотивации учащихся (модифицированная методика
Н.Г. Лускановой).
Вопросы беседы.
1. Что тебе больше всего нравится делать
на занятиях в творческом объединении?
2. Как ты думаешь, в каких ситуациях знания,
полученные в творческом объединении, тебе могут пригодиться?
3. Ты часто применяешь знания, полученные на занятиях
в творческом объединении?
4. Ты
хотел бы научить других детей тому, чему ты научился на занятиях в творческом объединении?
Бланк.
Бланк фиксации ответов учащихся
творческого объединения.
№
|
Список учащихся
|
Ответы учащихся на вопросы
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
||
1
|
|||||
2
|
|||||
3
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий