Аннотация. Предлагаемая схема анализа занятия педагога дополнительного образования разработана в соответствии с современными
требованиями к содержанию и организации
занятия в системе дополнительного образования. По своей форме
предложенная схема анализа носит комплексный психолого-педагогический характер,
т.е., анализ ориентирован как на дидактическую
структуру занятия, так и на оценку
процессуальных характеристик (например, деятельность педагога по вовлечению
учащихся в активный процесс познания).
Ключевым моментом является характер познавательной деятельности учащихся
и методы, приемы ее организации.
В схеме анализа занятия выделены
основные блоки: организация занятия, содержание (информационная и
технологическая основа) занятия, деятельность педагога (его базовые
компетенции), деятельность учащихся на занятии, общая результативность занятия.
Анализ осуществляется с выделением
уровня («хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») представленности
и реализации каждого параметра
содержания и организации занятия.
Анализ занятия завершается общими выводами и предложениями, которые фиксируются в специально отведенных
для этого графах.
С целью оптимизации процесса анализа занятия, повышения его
эффективности и объективности прилагается
фотография занятия..
Лист наблюдения
и оценки занятия
Дата__________ Время проведения______________ Кол-во детей__________________________
(по списку/ фактически)
Название
творческого объединения______________________________________________________
Тема
занятия_________________________________________________________________________
Тип
занятия__________________________________________________________________________
ФИО
педагога_______________________ Место
проведения_______________________
ФИО,
должность, посещающего
занятие________________________________________________
Цель посещения
занятия_______________________________________________________________
Требования к
занятию
|
Оценка
|
|||
хор.
|
удовл.
|
неуд.
|
||
Организация занятия
|
1.Готовность
педагога к занятию:
|
|
|
|
-
методическая оснащенность (метод. и дидакт.
материалы, наглядность)
|
|
|
|
|
-
подготовка рабочего места, соблюдение ТБ
|
|
|
|
|
-
продуманность и организованность
деятельности на всех этапах занятия
|
|
|
|
|
-
техническое оснащение
|
|
|
|
|
-
внешний вид педагога (соответствие установленному дресс-коду)
|
|
|
|
|
-
документация (программа, календарный учебный график,
конспект
занятия.
|
|
|
|
|
2.
Подготовленность учащихся к занятию.
|
|
|
|
|
-
подготовка рабочего места
|
|
|
|
|
-
дисциплинированность (организованность)
|
|
|
|
|
-
знание программного материала
|
|
|
|
|
3.Рациональность
структуры занятия и использования времени на занятии (плотность занятия).
|
|
|
|
|
- соответствие
структуры занятия типу и виду занятия
|
|
|
|
|
-
оптимальность объема материала, предложенного для усвоения
|
|
|
|
|
Содержание занятия
|
1.Постановка
целей и задач педагогической деятельности.
- правильность
формулировки цели и задач обучения (конспект)
|
|
|
|
- постановка цели и задач в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся, доведение цели занятия до детей
|
|
|
|
|
2.
Информационная основа занятия
- соответствие
содержания занятия поставленной цели
|
|
|
|
|
-
представленность личностных, предметных, метапредметных (УУД) результатов/целевых
ориентиров в целях и содержании
занятия
|
|
|
|
|
-
логичность, доступность изучаемого материала
|
|
|
|
|
-
проблемность
-
эмоциональная привлекательность информации
|
|
|
|
|
-
актуальность, связь теории и практики
|
|
|
|
|
-
связь занятия с предыдущим
|
|
|
|
|
-
результативность занятия
|
|
|
|
|
3.Технологии, методы преподавания и формы
работы с обучающимися
-
использование технологий и методик по профилю деятельности:
традиционных
и
инновационных
-обоснованное использование ИКТ, интернет-ресурсов, ЦОРов
|
|
|
|
|
Использование
методов:
-
репродуктивных,
-
продуктивных (указать)
|
|
|
|
|
-разнообразие приемов оценки
(оценка, самооценка, взаимооценка) деятельности учащихся, форм поощрения
|
|
|
|
|
-использование
дифференцированных заданий для учащихся
|
|
|
|
|
-
использование и целесообразность применения данных форм работы:
-
групповые формы работы/ работа в малой группе
-
фронтальные формы работы
-
индивидуальная форма работы
|
|
|
|
|
-
соответствие методов и приемов обучения содержанию материала, целям, задачам
занятия и возрастным особенностям обучающихся (общая оценка).
|
|
|
|
|
Деятельность педагога
|
1.Владение предметом преподавания
- теоретические знания (глубина и
широта)
- практические умения (разнообразие и
вариативность )
|
|
|
|
2.Деятельность по мотивированию обучающихся
|
|
|
|
|
-создание ситуаций, обеспечивающих
успех в учебной деятельности
|
|
|
|
|
- создание условий для
мотивирования учащихся (эмоциональное
преподнесение материала, использование привлекательного содержания или
методов работы (нужное подчеркнуть)
|
|
|
|
|
-
культура речи, её образность, эмоциональность
|
|
|
|
|
3. Организация учебной деятельности обучающихся
- вовлечение учащихся
в процесс формулирования целей и задач занятия
|
|
|
|
|
- умение педагога перевести тему занятия
в педагогическую задачу
|
|
|
|
|
- реализация педагогического оценивания (своевременность и аргументация)
|
|
|
|
|
- организация работы учащихся по самооцениванию
|
|
|
|
|
-
степень и методы (вариативность) вовлечения
всех учащихся в работу на занятии
|
|
|
|
|
-умение
своевременно вносить коррективы в содержание своей деятельности на занятии
|
|
|
|
|
4. Умение принимать решение в педагогических ситуациях
|
|
|
|
|
5. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
-
позитивная, эмоциональная окраска поведения (стиль общения)
|
|
|
|
|
-
такт и демократичность во взаимоотношениях с учащимися
|
|
|
|
|
-
наличие и характер обратной связи с
учащимися
|
|
|
|
|
- ориентация в системе межличностных отношений
учащихся
|
|
|
|
|
6. Умение анализировать ход и результаты
занятия
|
|
|
|
|
Деятельность
учащихся
|
-
степень интереса к предмету на протяжении всего занятия,
-
уровень вовлеченности в совместную работу
|
|
|
|
-
дисциплинированность,
-
организованность и взаимодействие между учащимися
|
|
|
|
|
-
самостоятельность деятельности
|
|
|
|
|
-
познавательная активность учащихся на занятии
|
|
|
|
Выводы,
предложения, рекомендации.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись эксперта _________________ Подпись
педагога____________________
Фотография
занятия
|
Этапы занятия
(примерное
содержание)
|
время
|
Содержание
этапа
|
Комментарии
|
1.
|
Организационный
-мобилизация учащихся
- объявление
темы занятия и его цели
|
|
|
|
2.
|
Основной
объяснение/закрепление/обобщение материала
-опрос
-организация
деятельности учащихся
-вопросы
педагога
-общение
с учащимися
организация
практической деятельности учащихся
|
|
|
|
3.
|
Подведение итогов
-оценка общих результатов занятия
-оценивание
учащихся
|
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий